Воспитание без насилия

В настоящее время мировое сообщество признает проблему насилия, жестокого обращения и пренебрежения нуждами детей как одну из самых острых и актуальных проблем современного мира.

Формы насилия в отношении детей и подростков включают физическое, сексуальное и психологическое насилие, а также невнимательное обращение с детьми.

Физическое насилие – намеренное нанесение физического вреда ребенку, в том числе в качестве наказания и излишних дисциплинарных мер.

Сексуальное насилие (развращение) – наиболее скрытый вид насилия, выражающийся в вовлечении ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия, порнографию или проституцию.

Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

Пренебрежение нуждами ребенка – физическое, эмоциональное невнимание к ребенку и его нуждам. В результате чего появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

  • Отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  • Отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность без психологической и моральной поддержки.

Насилие в отношении детей имеет значительные, долгосрочные негативные последствия. Которые ставят под угрозу благополучие детей и могут давать о себе знать и во взрослом возрасте.

Подверженность насилию в раннем возрасте может нарушить развитие мозга и привести к целому ряду краткосрочных и долгосрочных нарушений психического и физического здоровья.

Жестокое обращение с детьми вызывает у детей:

  • Страх;
  • Возмущение и протест;
  • Обиду, чувство оскорбления, жажду мести и компенсации;
  • Разрушение «нравственных тормозов»;
  • Стремление к обману, изворотливость;
  • Потерю способности к здравому рассуждению;
  • Размытость границ между добром и злом, между «можно» и «нельзя»;
  • Агрессивное поведение;
  • Снижение самооценки;
  • Ненависть к себе и окружающим.

Заповеди воспитания без насилия:

  • Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
  • Ясно определите, чего вы хотите от ребенка (объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу, убедите его, что ваши воспитательные цели – это и его цели.
  • Предоставьте ребенку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг. Не подсказывайте готовое решение, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели. Хвалите ребенка за каждый удачный шаг. Причем хвалите не вообще, а конкретно! Не «Ты — молодец», а обязательно «Ты – молодец, потому что…».
  • Ели же ребенок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Дайте ребенку время, чтобы он осознал услышанное.
  • Оценивайте поступок (кратко и определенно), а не личность: сущность человека и отдельные его поступки – не одно и то же. «Ты – плохой!» (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного «Ты поступил плохо!» (оценка поступка).
  • Дайте ребенку ощутить  (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
  • Воспитание – это последовательность целей. Помогите ребенку строить систему перспективных целей – от дальней к средней и от нее к сегодняшней.
  • Вы должны быть «твердым», но добрым.
  • Все хорошо в сое время, и надо уметь применить разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет ещё и своевременным.

Советы родителям, как предотвратить наказание детей:

  • Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Ребенку нельзя запрещать прыгать, рисовать, шумно играть и многое другое, ведь это проявление естественных и важных для развития детей потребностей.
  • Выслушайте ребенка. Не спешите его наказывать, не разобравшись в ситуации, с чужих слов.
  • Будьте последовательны и объективны в оценке поступков и поведения ребенка.
  • Уважайте ребенка как личность, не оскорбляйте и не унижайте его.
  • Наказывая ребенка, придерживайтесь единой линии наказания среди членов семьи; не скрывайте его проступка. Это может привести к потере вашего авторитета.
  • Нельзя оценивать ребенка в момент наказания, нужно говорить исключительно о своих чувствах и о том, как вы относитесь к поступку.
  • Наказывайте индивидуально, оставаясь наедине с ребенком вне дополнительных ушей и глаз.
  • Не вспоминайте его прошлых проступков.
  • Тон требования или запрета должен быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным. Объяснение должно быть коротким и повторяться один раз. Предложение лучше строить в безличной форме.
  • При наказании ребенка лучше лишить его хорошего, чем делать ему плохое.

Принимайте ребенка таким, какой он есть. Любите его, несмотря ни на что!

Воспитание без наказания – большая и тяжелая работа. Главным образом это работа над собой – ведь, чтобы мы не делали, дети все равно будут похожими на нас.

Каждый ребенок имеет право на жизнь без насилия и жестокости. Основную ответственность за безопасность и защиту ребенка несут самые близкие для него люди – родители.